Ямал
2015-2016

«Настоящие люди» (ненэй ненэця») – самоназвание ненцев, коренного населения полуострова Ямал, и название комплексной этнографической экспедиции 2015-2016 гг. Участники проекта и посетители данного ресурса на год станут частью семьи оленеводов, чтобы погрузиться в жизнь кочевников Арктики XXI века.

 

Статьи

Стереотипы о ненцах

IMG 4460

«Спрашивают, какие есть стереотипы о ненцах», – такое смс с «земли» мы прочитали несколько дней назад. Вопрос, надо сказать странный – казалось бы, спросите себя. Нам, живущим в среде тундровиков, логичнее описать, какие есть стереотипы у ненцев о русских, шире – о городской культуре, о мире и т. д. Тем не менее, в качестве учебной задачи, давайте заглянем в себя и поразмышляем, какие же ассоциации возникают у обывателя, если он слышит слово «ненец». Какие-то стереотипы находятся в плоскости «коллективного бессознательного» — мы не можем представить, почему люди думают именно так. Происхождение же других культурных штампов можно проследить. Источник одних – массовая культура, другие помогают сформировать наши коллеги – ученая среда; важным инструментом несомненно является школа; множество «свидетельств» исходит от соседей тундровиков – горожан, жителей поселков, вахтовых рабочих, военных.

Ниже представляем самые распространенные, фантастические или просто курьезные стереотипы, дополненные нашими комментариями.

Кто-кто? Немцы? На севере?

Тешить себя иллюзиями не стоит. Не сомневаемся, большинство граждан России (не говоря об остальном человечестве) понятия не имеет о существовании ненцев. Не стоит думать, что это пробел только в школьной этнографии, тут еще и сложности с географией – напомним, несколько субъектов РФ – «ненецкие» (Ненецкий АО, Ямало-Ненецкий АО, совсем недавно в СССР существовал Долгано-Ненецкий АО).

Ненцы? Там же чукчи живут.

Очень многие знают, что на севере России в тундре проживает аборигенное население, кто-то  даже смутно представляет себе людей в меховой одежде на фоне оленей (или кто у них, собаки?), но все северяне объединены в сознании у многих под словом «чукча» с однозначными коннотациями, источник которых – анекдоты. Напомним, в тундре живут и занимаются (или совсем недавно занимались) оленеводством саами, коми-ижемцы, ханты, ненцы, энцы, нганасаны, долганы, эвены, юкагиры, эвенки, чукчи, коряки. За исключением коми, все они входят в список КМНС (коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока), а ненцы из них являются самым многочисленным народом, проживающим на огромном пространстве от Кольского полуострова до Таймыра. Обыватель, тем не менее, разницы не видит, и все указанные ниже культурные штампы соотносятся, конечно, не конкретно с ненцами, а с аборигенами Севера.

Они никогда не моются.

(нажмите «Читать полностью»)

 

Комментировать Читать полностью

Что едят ненцы?

Наши постоянные читатели вероятно могли уже составить представление о некоторых особенностях культуры питания ямальских ненцев в настоящее время. Сейчас мы попытаемся систематизировать наши собственные непрерывные наблюдения на протяжении года; не исключено, что этот текст – репетиция более серьезного обращения к проблеме, которая имеет свою историю изучения.

Исследователи, бывавшие на Ямале в XVIII – нач. ХХ в., естественно, писали о том, что и как употребляют в пищу жители тундры. Советские этнографы, на основе этих данных и собственных полевых наблюдений ставили задачу нарисовать картину питания вообще – вне времени и пространства; так, например вопрос представлен в классической работе Л. В. Хомич «Ненцы. Историко-этнографические очерки», написанной в 1966 г. Тем не менее, такой подход, напоминающий добротную советскую музейную экспозицию (в тех же РЭМе или в Кунсткамере) трудно признать исчерпывающим. Сейчас антропологи, изучая аборигенные сообщества, считают количество калорий и рассматривают режим питания как часть системы адаптации; пища и способы ее приготовления рассматриваются в рамках символов и значений культуры в целом; рационы и кулинарная техника анализируются в историко-культурной перспективе и т. д.

Мы решили побыть немодными и вернуться к этнографии, то есть к дескриптивной части нашей работы, так как с некоторым удивлением для себя наблюдаем (как это ни странно) относительно слабую осведомленность о пищевой культуре современных ямальских тундровиков и связанных с ней социально-экономических аспектах. Немного историографии из самого недавнего прошлого, почти настоящего. В 1997 г. в Москве, в Отделе Крайнего Севера и Сибири Ордена Дружбы народов Института этнологии и антропологии им. H. H. Миклухо-Маклая РАН, защищалась диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме «Культура питания гыданских ненцев». Ее автор, японец Есида Ацуси, работавший на Гыданском полуострове (находится к востоку от Ямала, и культура ненцев, живущих там, близка к культуре ямальских ненцев) с изумлением для себя сделал вывод, который может показаться парадоксальным – в пищевой культуре оленеводов мясо и продукты оленеводства занимают отнюдь не самое главное место. С этого мы бы и хотели начать.

(нажмите «Читать полностью»)

Комментировать Читать полностью

Фиксация маршрута кочевания

Одной из задач проекта является картографирование кочевого пространства с фиксацией ключевых для оленеводов точек: стоянок, священных мест, промысловых угодий, ягельных пастбищ. Следите за картой маршрута на сайте!

Комментировать Читать полностью

Исследование влияния некоторых аспектов промышленного освоения тундры на хозяйство оленеводов.

 Маршрут кочевания проходит рядом с объектами газодобычи. Такое соседство порождает ряд вызовов и новых взаимодействий между промышленной средой и традиционным хозяйством. 

Комментировать Читать полностью

Ведение онлайн дневника на сайте экспедиции.

В течение всего года на сайте экспедиции – yamalexpedition.ru – будут выкладываться фотографии, видеоролики и текстовые заметки. Посетители ресурса смогут проследить в реальном времени не только этапы жизни современных оленеводов и маршрут их кочевания, но и станут непосредственными соучастниками проекта, что позволит самой широкой аудитории представить мир кочевников XXI в.

 

Комментировать Читать полностью