Ямал
2015-2016

«Настоящие люди» (ненэй ненэця») – самоназвание ненцев, коренного населения полуострова Ямал, и название комплексной этнографической экспедиции 2015-2016 гг. Участники проекта и посетители данного ресурса на год станут частью семьи оленеводов, чтобы погрузиться в жизнь кочевников Арктики XXI века.

IMG 4450

Как мы уже писали, хозяева изменили план зимовать на реке Ясавэй и решили следовать прошлогодним маршрутом – в район реки Юрибей. Нам предстояло пройти около 50 км до одной из зимних стоянок в ограниченные сроки, потому что 17-го декабря Александра и Альбина должны были на неделю ехать в Салехард и в Яр-Сале.

Отдельно хотим сказать, что за последнее время нам мало удается фотографировать и снимать видео, потому что нам приходится много помогать нашим хозяевам в повседневных делах. В этом смысле долгое пребывание в тундре отличается от кратковременных приездов, когда исследователь/турист/журналист живет в чуме как гость и может делать съемки. Кроме того, как обычно вмешивается погода – наша техника запотевает, световой день короток, наконец, нам просто холодно. Честно говоря, руки просто коченеют, и мы теперь часто мечтаем о личном операторе.

07.12.15 добираемся на 51-ю стоянку: N 69º28'37,9'' E 069º46'00,9''. Расстояние по прямой от предыдущего места – 4 км.

Как всегда в день каслания встали в 5 утра. Еще ночью началась пурга, но Костя все равно решил каслать, предчувствуя улучшение погоды. После длительной стоянки обычно много работы, и сборы получаются долгими: нужно почистить заледенелые нарты, как следует отряхнуть покрышки чума. Как говорит наша хозяйка, слишком много вещей достали из нарт.

Дни стали совсем короткими, поэтому все сборы происходят в темноте. Складывая постели и одежду в нарты-юхуны во время пурги, мы до последнего думали, что Костя скомандует отбой, но хозяин был непреклонен – мы должны были добраться до Юрибея в срок.

Когда ерколаварили, небо частично просветлело, ветер немного стих. Уже много дней подряд солнце невозможно увидеть: небо затянуто плотными облаками. Наш навигатор уверяет, что восход солнца в этой части Ямала был 17 ноября (или 18-го?) Сейчас, когда мы пишем отчет, наш навигатор разряжен, так что желающие могут поверить нам на слово, а дотошные читатели легко могут прояснить этот вопрос для себя. Люди, не бывавшие на Севере, часто живут мифами и стереотипами о полярной ночи, почерпнутыми зачастую из массовой культуры. Настоящая полярная ночь бывает за 80-ым градусом северной широты, а населенная часть Заполярья, в том числе Ямал, находится южнее. В самый темный месяц, декабрь, солнце не поднимается над горизонтом, однако световой день есть, и длится он около 5 часов. Выглядит это для нас действительно необычно – солнечный диск не виден, но в середине дня в южной части горизонта разливается полоса янтарного цвета – зрелище правда очень красивое.

В этот раз Александр вел Алин аргиш, а хозяйка вместе с Пэдавой на снегоходе гнала стадо сзади. Из-за долгих сборов проехали всего 3,5 км – начало темнеть, и Костя велел останавливаться; чум мы ставили уже в темноте. Погода по прежнему оставляла желать лучшего – пуржило, и видимость была совсем ограниченная. Наутро снова намечалось каслание, а мы, засыпая, мечтали о хорошей погоде.

08.12.15 г. - 52-я стоянка, ее координаты: N 69º20'54,2'' E 069º49'27,4''. Расстояние по прямой от предыдущего места – 14,3 км.

Снова перекочевка. Сегодня по здешним меркам совсем тепло, не ниже -10ºС. Ветра почти нет, снег не метет. По сравнению со вчерашним днем каслание показалось нам просто курортным. Собирались быстро, чум снимали в темноте – это стало уже привычным делом. Мы разбили стоянку рядом с просчетным коралем Хариума'ва''.

Семен во время перекочевки:

IMG 4460

(нажмите "Читать полностью")

9 декабря не каслали, нужно было один день постоять и отдохнуть, поскольку следующая стоянка безъягельная – надо будет снова кочевать два раза подряд до мест, где растет ягель.

10.12.15 г. добрались до 53-й стоянки: N 69º12'52,6'' E 069º52'01,8''. Расстояние по прямой от предыдущего места – 15 км.

Опять перекочевка. Во время пути постоянно что-то приключалось с аргишем Александры: из упряжи вылез малк (безрогий, кастрированный осенью олень) и убежал – пришлось в стаде ловить авку (напомним, почти ручной олень, выросший рядом с чумом); потом оторвался нутос (последняя нарта, на которой перевозят шесты чума) – Аля с Сашей помогли подтащить эту нарту и поменять порвавшиеся веревки. Затем на спуске одна нарта подкатилась под другую и застряла – высвободить опять помогла «спасательная команда»; под конец дороги порвалась веревка (тетэчямбо), проходящая через кольцо, к которому крепится одна постромка в упряжке из четырех оленей – и тут Аля снова пришла на помощь. В остальном каслание прошло хорошо (на самом деле такие «приключения» происходят на каждом каслании). К вечеру похолодало до -22ºС, и на небе наконец-то появились звезды.

Саша подводит аргиш к крутому спуску:

IMG 4465

11.12.15 г. - 54-я стоянка: N 69º05'55,3'' E 069º55'04,0''. Расстояние по прямой – 13 км.

Ночью похолодало, весь день держалось -30ºС, но без ветра, и мы снова каслали. Хотим поделиться своими впечатлениями о ямальских морозах. С одной стороны, 25-30 градусов ниже нуля – температура, которой не удивишь большую часть жителей России, с другой стороны, тундровики зачастую находятся в такой мороз (и ниже) на улице целый день, в отличие, к примеру, от горожан. И, все же, если сравнивать с родным для нас Питером, то мороз на Ямале переносится легче: те же -30ºС в Питере – это пытка для многих из-за высокой влажности. Здесь же, в ярсалинской тундре, дышится легче, а обмороженные щеки и носы заживают быстрее.

Во время каслания Аля отстала – снегоход упал на бок, а наши аргиши ушли вперед и не слышали ее призывы на помощь. Уже потом Костя отцепил от аргиша ездовую нарту и налегке поехал к снегоходу. Мы с Семеном ждали долго, переоделись в теплые ягушки и малицы из-за холода. Поднялся туман, начало темнеть – последний отрезок пути ехали почти вслепую. В очередной раз Александр, ехавший последним, помечтал о личном операторе – передать словами настоящую гонку в темноте за ушедшими вперед аргишами и бегущим в тумане стадом просто невозможно. Такое действительно надо видеть. В пункте назначения нас уже встречал свет от фары «Бурана». Это были Радик, Мянгча и Света. Они пригнали более 40 оленей из семейного стада, собранных в районе Юрибея в течение осени у разных хозяев. Родственники помогли ставить чум, попили с нами чай и уехали ночевать к себе.

12.12.15 г.: стояли на одном месте, а Аля с Костей ездили в «стоячий» чум к родителям и Радику – помогать собираться, родственники должны были перебраться к нам.

13.12.15 г. - 55-я стоянка: N 69º01'30,1'' E 069º54'20,6''. Расстояние по прямой – 8,2 км.

Каслали недалеко, поближе к «стоячему» родительскому чуму. Погода была ясная, но дул ветер. Температура падала от -20ºС днем, до -30ºС к вечеру. На месте будущей стоянки нас уже ждал Радик. При постановке чума использовали тяжелые зимние шесты (их вчера привезли на снегоходе на это место) и еще более теплую меховую покрышку.

Декабрьский закат:

IMG 4499

14 декабря днем Костя с Александром уехали снимать «стоячий» чум, а к вечеру его жители перебрались к нам: родители Кости – Маманька (Костя' небя или Яна' мама, как ее называют дети, потому что она воспитывала старшую дочку наших хозяев) и Наче (на литературном ненецком пишется так – Ӈаця, что значит, «папа»), Радик (старший брат Кости), его жена Света, их сын Мянгча и, что очень заметно, 6 собак. Все ночевали в нашем чуме, который сразу наполнился разговорами давно не видевшихся родственников. Суеты прибавляли собаки, которые зимой, в отличие от лета, постоянно норовят пробраться в теплый чум (желательно, залезть на постель). Родители привезли вторую керосиновую лампу, теперь мы зажигаем обе.

Мянгча заводит «Буран»:

IMG 4493

Маманька и Наче за любимой игрой в карты: