Продолжаем наши февральские заметки:
12 февраля ночью на обратном пути из Панаевска у нас остановились Алин брат Ханута с мамой. По дороге за 200 км до их чума на Морды-яхе у их снегохода сломались амортизаторы. Решили ехать на Костином «буране» обратно в поселок. Тундровики, покупающие зарубежную технику по-своему решают проблемы с запчастями. Их покупают с рук или заказывают и долго ждут, наконец, просто покупают в поселковых магазинах, где они стоят гораздо дороже, чем на «земле». Найдя по телефону нужные детали, Костя с Ханутой быстро собрались, чтобы проделать почти 600 км в обе стороны. Алина мама осталась в чуме. Мы много общались, составляли генеалогическое древо многочисленных родственников.
Обсуждали мы и отличия, связанные с ориентацией в пространстве у разных народов. В ненецком языке есть два обозначения для направлений право-лево. В учебниках обычно приводят такое: маханя' – направо, сятаня' – налево. Эти слова образуются от маха (спина) и ся”(лицо). Ориентация на спину и лицо иногда сбивает с толку и самих ненцев. Многим удобней пользоваться иня'и вэня', что буквально переводится: со стороны ӈэва' иня (повода для управления упряжки, идущего от морды передового оленя, самого левого в упряжке), что значит – налево, и с неправильной стороны – другой стороны от передового – направо.
Другой пример – ориентация в чуме. Половые доски, лежащие ближе к печке, называют «нижними», а те, что возле постели – «верхними». Таким образом, когда просят спуститься ниже или подняться выше – это значит, надо переместиться к печке или сесть подальше на постель. Поначалу нас это немного сбивало с толку.
Еще одно наблюдение связано с реками. В русском языке река начинается с истока, а кончается устьем. В ненецком языке исток – яха' мал, что переводится как реки конец, край. Устье – яха' ня”ав (яха – река, ня”ав – открытая часть чего-либо, отверстие, дыра).
С предыдущего дня сильно потеплело. В последующие дни температура колебалась от -1 до -10ºC.
14 февраля:
Наш чум находится гораздо севернее, чем большинство стоянок частников, поэтому мимо нас редко проезжают тундровики. Бригадные стада с конца декабря до конца марта проводят на так называемой Хэнской стороне (или Надымской) – на другом берегу Обской губы. Сегодня по пути к Байдарацкой губе заезжали пить чай хорошо знакомые по этому году Яптики: Яша, Ефим и их дядя. К вечеру вернулись Костя с Ханутой. На фактории Порца-яха (в 60 км к северу от Яр-Сале) наш хозяин купил 300 буханок хлеба.
16 февраля:
Все жители нашего чума заняты повседневными делами: Костя делает нарту, Александр помогает ему, распиливая доски, Аля шьет малицу для Семена, Александра помогает по хозяйству и занимается с детьми. За последнее время у нас оживленное движение – вечером из Яр-Сале приехал Костин родственник Роман Сэротэтто – сын одного из самых богатых оленеводов Ямала – Медко (Василия Токолевича). Рома ехал на Бованенково.
Рисуем красками. Александра, Семен и Пэдава:
(нажмите "Читать полностью")
Пэдава – авангардист:
Семен рисует пейзаж:
Костя мастерит нарту. На переднем плане ханако – детская нарточка. Помимо игр на ней удобно перевозить разные предметы по стойбищу (чурки, лед, генератор и т. д.).
19 февраля резко похолодало до -26ºС. Мужчины уехали на «13-й район» (напомним, так в шутку называют стоящие рядом несколько чумов в 40 км к югу от нас) арканить Костиных оленей, размешанных в чужих стадах. Они собирались привезти стреноженных оленей в буранных санях, однако, как это часто бывает, планы одних оленеводов не совпали с распорядком жизни других. Костя с Сашей вернулись без оленей, но с новостями. Жители стойбищ 13-го района запланировали сделать большой кораль в середине марта, чтобы разделить перемешавшиеся стада. Тогда-то команда из нашего чума снова поедет добывать своих оленей.
Аля вдруг увлеклась кулинарными экспериментами: замешала тесто и пожарила блины, потом два дня подряд варила олений холодец.
Аля сварила холодец: