Ямал
2015-2016

«Настоящие люди» (ненэй ненэця») – самоназвание ненцев, коренного населения полуострова Ямал, и название комплексной этнографической экспедиции 2015-2016 гг. Участники проекта и посетители данного ресурса на год станут частью семьи оленеводов, чтобы погрузиться в жизнь кочевников Арктики XXI века.

 

Мы продолжаем публикацию дневниковых записей.

IMG 4088

Прикаслав на новую стоянку 27 октября, мы задержались на этом месте больше недели. Недалеко от нас каслают другие оленеводы-частники, «зажав» нас в определенном коридоре движения. В этот период года оленеводы стараются собрать оленей, «размешавшихся» когда-то со стадами других хозяев или бригад. Осенью, как мы уже писали, бригады и некоторые частники работают со своими оленями в просчетном корале, где отделяют животных для забойки. После этого ненцы кочуют к забойным пунктам. Оленеводы этого района тундры сдают мясо на забойку, расположенную на Юрибее.

29 октября мы ерколаварили, чтобы забить оленя на еду и выбрать оленей на упряжки. Наш Костя уехал в длительную «командировку» в поисках своих оленей. Он заезжал в чум вместе с Костей Худи (нашим летним соседом) несколько дней спустя и вместе с ним отправился в просчетный кораль.

В эти дни за оленями в стаде присматривала Аля. В бригадах стадом занимаются пастухи, женщин такая работа не касается. В семьях частников женщинам зачастую приходится выполнять и мужские обязанности. Каждый день мы вставали в 6 утра, и после утреннего чая Аля ехала на упряжке на дежурство. Она волновалась, боясь упустить стадо, которое могло смешаться с оленями соседних оленеводов. В течение дня она несколько раз уезжала проверять стадо, особенно важно делать это вечером, потому что олени могут далеко уйти. Пастух должен дождаться пока олени из сбившегося в кучу стада немного разойдутся и остановятся, чтобы рыть ягель и отдыхать.

Поскольку без Кости мы не могли ерколаварить и выбирать новых оленей для Алиной упряжки, хозяйка каждый день запрягала разных «ручных» оленей-авок, приманивая их хлебом. Несколько раз она ловила быков (не ручных) арканом, но не как это делают мужчины, а словно в силки, раскладывая на земле петлю (вокруг пятна мочи, которую некоторые олени очень любят из-за содержащейся в ней соли, которой животным не достает на ягельной диете) и затягивая ее, когда туда наступит нужный олень. Следует отдать должное нашей хозяйке – со стадом в отсутствии Кости все было в порядке.

Эта стоянка располагалась рядом с оставленными весной нартами, которые Аля привезла, и мы все вместе разобрали и переложили вещи.

Самое большое преимущество этой стоянки – наличие дров (кустов тальника-неро) близко от чума. Это позволило часто отпить печку и согревать пока еще «летний» чум (на этой стоянке мы были еще без зимней меховой покрышки чума). Кроме того, за время стоянки нам надо было заготовить дрова впрок, поскольку на будущих стоянках дрова будут маленькие и далеко. Мы ходили за тальником, потом грузили на нарту и везли к чуму. Для того чтобы компактно уместить дрова в нартах, их нужно было порубить и сложить в кучки. Нарубили три нарты дров. Наверное, сделали бы больше, но помешали несколько дней пурги. За это время нашим лозунгом стало: «Дрова близко!».

(нажмите "Читать полностью")

 

 Аля ведет нарту с дровами и Пэдавой:

IMG 4096

Заготавливаем дрова:

IMG 4119

Лунный пейзаж:

IMG 4075

6 ноября у людей, благодаря которым вы имеете возможность читать наш дневник в интернете, случилось радостное событие – родился сын. Мария и Виктор Ширяевы администрируют все интернет-ресурсы, связанные с нашей экспедицией, переводят тексты на английский язык и поддерживают связь между тундрой и «материком». Мы всем чумом искренне поздравляем молодых родителей!

IMG 3638

В большинстве случаев современные тундровички улетают на санрейсе рожать в поселок, однако есть дети, появившиеся на свет в чуме. У наших хозяев шестеро детей, троих Альбина родила прямо в тундре. Беременные женщины вплоть до родов выполняют всю работу по хозяйству и после рождения ребенка быстро «встают в строй». Роды проходят в своем чуме, после чего мать и малыш проходят обряд очищения, когда у ребенка отпадает пуповина. Кусочек меха и олених кишок кладут на угольки, делают настой из чаги и «очищают» также чум, его жителей, нарты и оленей. Этнографы пишут, что раньше для рожениц ставили отдельный чум, на что наши хозяева с удивлением посмеялись: «Где такое есть? Это что, с собой лишний чум возить? Тем более раньше дорнитов не было – где взять для такого чума нюки (покышки)?».

Бывает так, что схватки начинаются во время каслания, тогда аргиши останавливаются и срочно ставится чум. В таких случаях ребенка могут назвать Мюсеня (от мюсець – кочевать) или Ӈэсунда (от ӈысы – стоянка). Дети зачастую получают «говорящие» имена: Хадко – рожденный во время пурги, Ӈатена – долгожданный, Едэйко – новенький, Хасавако – мужичок, Пэдава – молодец, Пуйне – последняя, Саване – хорошая женщина и т. д. Зачастую именами наделяют бабушки и дедушки, называя в честь когда-то живших родственников с хорошей судьбой.

У нас, как известно, детей находят в капусте, приносят аисты или покупают в магазине. Ненецкого ребенка, в зависимости от стоянки, на которой он родился, ловят в кустах тальника, находят в песке или на берегу речки.

Любителям примет: когда человек икает, это отсылает к событиям, происходившим в день его рождения. Например, когда икает Семен, Аля в шутку говорит, что кто-то подерется, потому что в день его рождения повздорили две хозяйки из соседних чумов.

Семен и Пэдава смотрят мультики на планшете:

IMG 4056

Пэдавако:

IMG 4070

В этот же день вернулся Костя, объявив, что завтра каслаем.

Добавить комментарий

Имя
E-mail
Телефон
Тема
Комментарий
Оценка
Показать другое число
Контрольное число*