Ямал
2015-2016

«Настоящие люди» (ненэй ненэця») – самоназвание ненцев, коренного населения полуострова Ямал, и название комплексной этнографической экспедиции 2015-2016 гг. Участники проекта и посетители данного ресурса на год станут частью семьи оленеводов, чтобы погрузиться в жизнь кочевников Арктики XXI века.

IMG 4009

19 октября мы прибыли на 42-ю стоянку с начала экспедиции. Ее координаты: N 70º11'49,2'' E 067º51'57,9''. Расстояние по прямой от предыдущей стоянки– 16,4 км.

Начался наш путь с поймы Морды-яхи к месту зимней стоянки. Зимние каслания отличаются по графику от летних – это связано с погодой и коротким световым днем. Каждый день перекочевки мы живем по следующей схеме. Альбина или Александра начинают топить печку в 6 (затем – и в 5 утра), потом взрослые завтракают при свете керосинки, пока на улице темно. Завтрак состоит из чая, хлеба, масла, сахара и тюленьего жира (по сути это даже не столько завтрак, сколько чаепитие). Дальше сразу в нарты убираются постельные принадлежности и другие вещи, чум полностью снимается, делается кораль. Костя в это время уходит, чтобы собрать стадо и подогнать его к чуму. Пока мы не доехали до оставленной на одной из весенних стоянок сябу (нарты с деревянными полами от чума), наша половина чума использует найденные доски и полосы пенопласта (строительный мусор от промышленных объектов), а хозяева чума на своей половине – старые полы, отданные родственниками-рыбаками.

Утром 19 октября градусник показал -18, днем температура держалась на отметке -15.

Следующее чаепитие происходит уже под открытым небом, после которого ерколаварят (ловят быков для упряжек). Из-за длительных пауз между перекочевками в первое время ездовые быки с трудом заходили в кораль, да и мы сами без практики допускали ошибки.

На юг мы каслаем в таком порядке: первым едет Костя вместе с Семеном на нарте, за ним аргиш Александры; Аля с аргишем и Александр на упряжке гонят стадо сзади. Подгонять оленей помогает пес Серяу. Нарты выдвинулись в путь в час дня. Несколько наших нарт еще в конце августа были оставлены на берегу Морды-яхи. Подъехав, Костя прицепил их к своей нарте, и мы перевалили ключевую на нашем маршруте реку - на этот раз по льду.

За сентябрь на пойме олени набрали вес и стали сильными. Осенью, когда выпадает снег, они могут бежать в течение всего каслания. После примерно трех часов пробега мы решили заночевать на берегу Ёря-яхи. Наши внимательные читатели вспомнят августовские фотографии этих мест.

Аргиш на берегу Ёря-яхи:

IMG 4002

Здесь мы объединенным стойбищем переваливали эту речку с крутыми берегами по воде (прочитать об этом можно здесь). Чум ставили, когда уже смеркалось. На этой стоянке много дров, поэтому печку топили весь вечер, правда, все равно не могли никак согреть чум. Как выяснилось, ночью температура опускалась до отметки -28. Вечерний чай разнообразили растворимое пюре (важный продукт, как и лапша быстрого приготовления, в дни касланий, когда готовить некогда) и мороженая рыба.

Александр в зимней одежде. На ногах надеты кисы, рабочий вариант – кисы подвязаны не плетеными из шерсти завязками-темами, а полосами дорнита:

IMG 4000

20 октября - наша 43-я стоянка:  N 70º05'55,2'' E 068º09'11,1''. Расстояние по прямой от предыдущей стоянки – 15,4 км.

Снова каслание, действуем по ранее выработанной схеме. Выехали раньше – в 11:00 - значит, будет больше светового времени на дорогу. Хозяева говорят, что многие оленеводы-частники, а уж бригады тем более, зачастую ведут аргиши и ставят чум в темноте. К нашему счастью, Костя с Алей стараются использовать только световой день, поэтому мы встаем теперь в 5 утра.

Днем температура держалось на уровне -15 градусов. По пути увидели вдалеке два чума. Из опасений «размешать» оленей с другими частниками, мы остановились и поставили чум. Костя сразу поехал выяснять, что это за семьи и когда они собираются каслать. В одном чуме живет наш летний сосед Владимир Воткивич, уже отделившийся от чумов Саволи Подовича и Ярослава. Во втором – братья Тэло и Семен Худи, держащие тысячное стадо и обладающие «самым высоким ростом среди ненцев Ямала» – так про них говорят соседи и, надо сказать, не обманывают.

21 октября добираемся до 44-й стоянки:  N 70º03'59,4'' E 068º13'46,5''. Расстояние по прямой от предыдущего места – 4,6 км.

С ночи дул сильный ветер. В обычной ситуации мы бы не каслали, однако, чтобы не смешались стада, нужно было оторваться от соседних чумов. Во время ерколавы началась пурга, из-за чего олени разбегались – пришлось переставлять кораль на другое место. По дороге резко потеплело, ударила оттепель, которую за несколько дней до этого предсказывал хозяин. Температура поднялась до +2, моросил дождь. Наша меховая одежда сразу промокла. По пути остановились, чтобы сменить меховую обувь на сапоги.

По дороге пересекли газопровод Бованенково – Ухта (летом мы прошли его севернее), неподалеку от которого Костя нашел ягельное место, где мы и поставили чум, после чего началась сушка вещей. Протянули веревку между шестами и развесили одежду, сушка - дело небыстрое.

Следующий два дня - 22 и 23 октября - мы стояли рядом с газопроводом, чтобы просушить одежду и в ожидании хорошей погоды. Обычно от ягельных мест дрова (тальник) растут далеко и наоборот – рядом с зарослями кустов ягеля не бывает. Аля ездила за дровами на нарте. В 4 км от нашего чума находился небольшой промышленный объект, регулирующий работу газопровода (по словам ненцев – насосная станция). В один из дней мы вдвоем решили сходить туда пешком, чтобы попросить у рабочих немного солярки для керосиновой лампы (наша солярка заканчивается). К нашему удивлению и разочарованию, людей мы не обнаружили. Видимо, объект обслуживается удаленно.

24 октября - наша  45-я стоянка: N 70º00'04,7'' E 068º42'49,4''. Расстояние по прямой от предыдущей стоянки– 20 км.

Опять каслаем, подъем опять в 5 утра. Ветер стих, вещи высохли, на улице на несколько дней установилось -2 градуса. Все веревки на нартах заледенели. В этот раз прошли самое протяженное за эти каслания расстояние, добравшись до одной из оставленных летом нарт (это место нашей 24-ой стоянки, сюда наша семья перекаслала, когда мы были на Марра-Сале). В ней самая теплая меховая одежда всех членов семьи.